«Альбатрос»: русская киностудия в Монтрёе

Альбатрос: русская киностудия в МонтрёеС 17 по 29 ноября во Французской Синематеке демонстрируются фильмы производства студии «Альбатрос», основанной русскими эмигрантами во Франции в 1920-е годы. Некоторые из этих картин зрители увидели впервые в отреставрированной оригинальной расцвеченной версии. О студии «Альбатрос» и ее месте в истории Французской Синематеки рассказывают гости нашей передачи директор Синематеки Серж Тубяна и хранитель коллекции фильмов Камий Бло-Велленс.

Фильмы русской киностудии «Альбатрос» — настоящая жемчужина коллекции Французской Синематеки. Это целый пласт истории кино и истории самой Синематеки. Студия «Альбатрос» была создана в 20-е годы прошлого века русскими эмигрантами в парижском пригороде Монтрёе в павильоне, принадлежавшем киноконцерну Шарля Пате.

Основал студию Иосиф Николаевич Ермольев (1889 — 1962), один из первых русских кинопредпринимателей, который работал сначала с французской фирмой Пате, а в 1912 г. создал собственное киноателье в Москве. После революции, для которой, как известно, кино было важнейшим из искусств, было принято решение о национализации кинопромышленности. И Ермольев эмигрировал из России сначала в Германию, а затем во Францию, где и создал свою новую киностудию. Все фильмы, выпущенные этой студией, сегодня находятся в фондах Французской Синематеки.

Существует легенда, что студия была названа по имени корабля, на котором Ермольев и его товарищи прибыли из Константинополя во Францию. Это была долгая эмигрантская эпопея, говорит директор коллекции фильмов Французской Синематеки Камий Бло-Велленс

К. Бло-Велленс:
Иосиф Ермольев прибыл во Францию примерно в 1919 году вместе со своей «труппой» и техническим персоналом, с которыми он работал еще в России. Это был последний этап их изгнания, потому что сначала Ермольев уехал из Москвы в Ялту. Но вскоре он уже не мог работать в Ялте, потому что прервались поставки кинопленки. И он решил уехать в Париж. Сначала он поехал один, чтобы обговорить условия с фирмой «Пате», с которой он работал в России. Фирма «Пате» сдала ему в аренду один из своих павильонов, который находился в Монтрёе. Там и была создана студия «Альбатрос». После этого Ермольев перевез во Францию всю свою съемочную группу: актеров и технический персонал. Во Франции они продолжали снимать кино. Следует отметить, что в студии «Альбатрос» работали и те русские эмигранты, которые в России кино не занимались. У людей не было работы, и их соотечественники из «Альбатроса» пытались помочь им из солидарности; русские эмигранты, которые обосновались в Париже, в Монтрёе, помогали друг другу.

Альбатрос: русская киностудия в МонтрёеАфиша фильма Якова Протазанова «Правосудие прежде всего», 1921 г.Изначально студия, созданная И. Ермольевым называлась «Ермольев-синема», название «Альбатрос» появилось позже, когда на студию пришел работать уроженец Одессы, талантливый кинопродюсер Александр Каменка (18 мая 1888 г., Одесса — 3 декабря 1969 г., Париж). В первые годы работы русская киностудия в Монтрёе выпускала только «русские» фильмы, с русскими актерами и режиссерами. На киностудии работали режиссеры Яков Протазанов, Александр Волков, Виктор Туржанский. С приходом Каменки на студии начали работать и французские кинематографисты. Сын банкира, он оказал студии финансовую помощь, а вскоре, когда Ермольев решил уехать в Германию, Александр Каменка вместе с другим партнером Ермольева, Ноем Блохом, стал владельцем студии «Альбатрос».

К. Бло-Велленс:
Когда Каменка стал владельцем студии — Ермольев продал ему свою часть акций предприятия и уехал в Берлин — именно после этого студия, называвшаяся «Ермольев-синема» была переименована в студию «Альбатрос». Согласно легенде, но я не уверена в ее достоверности, так назывался корабль, на котором они приплыли из России во Францию. Александр Каменка стал мажоритарным владельцем студии. Он был не только продюсером, но и очень талантливым художественным руководителем. С 1924 года он привлекал к работе в «Альбатросе» французских режиссеров. А с конца 20-х годов он начал выпускать фильмы в копродукции с иностранными компаниями, из Германии, Швеции и Испании.

Альбатрос: русская киностудия в МонтрёеИван Мозжухин в фильме «Покойный Матиас Паскаль», режиссер Марсель Л’Эрбье, 1924 г.

В числе французских режиссеров, снимавших свои фильмы на студии «Альбатрос» были Марсель Карне, Жан Эпштейн, Марсель Л’Эрбье, Абель Ганс. Несмотря на финансовые трудности, на студии «Альбатрос» кипела творческая энергия. Декораторы и осветители, приехавшие из России, перенимали опыт своих западных коллег и, в силу необходимости, постоянно придумывали свои собственные новшества. Как воспроизвести огромное здание в пределах студийного помещения? На помощь приходили спец-эффекты. Студия «Альбатрос» выпускала яркие, экзотические костюмные ленты, «Сказки тысячи и одной ночи», «Костер пылающий», «Лев Моголов».

Мастерство главной зезды «Альбатроса», блистательного актера Ивана Мозжухина (26 сентября 1889 г., Пенза — 17 января 1939 г, Нейи-сюр-Сен) оставалось непревзойденным.

«Альбатрос» и рождение Синематеки

Когда в 1935 году во Франции принимается решение о создании первого кинохранилища — будущей Синематеки — фильмы студий «Альбатрос» становятся краеугольным камнем будущей коллекции. Создал Синематеку пионер киноархивного дела, Анри Ланглуа — человек, благодаря которому мы сегодня можем видеть фильмы, снятые на хрупкой пленке почти 100 лет назад. Анри Ланглуа выкупил права на архивные фонды студии «Альбатрос», потому что он понял эстетическую ценность картин, выпускавшихся на «русской» студии.
Так переплелась история французской Синематеки и русской эмигрантской киностудии. (искусству которой посвящен документальный фильм режиссера Жерома Диаман-Берже, премьера которого состоялась 26 ноября в Париже).
Говорит директор Синематеки Серж Тубяна.

С. Тубяна: Верно. История «Альбатроса» и история Синематеки в какой-то момент переплелись. Синематека была создана в 1936 году Анри Ланглуа и его другом и соавтором Жоржем Франжю. Вскоре Ланглуа подружился с Александром Каменкой, они очень сблизились. Александр Каменка возглавлял студию Альбатрос, где работали так называемые «белые» русские, которые приехали в Париж в начале 20-х годов. Я думаю, Ланглуа быстро понял эстетическую ценность фильмов, которые снимали в Альбатросе. Это было студийное кино, кино актерское, очень впечатляющее, с такими исключительными актерами, как Иван Мозжухин. Альбатрос был настоящим средоточием творческой энергии: техника кино, язык кино, творческие силы, стили, — всё это было очень экспрессивно с кинематографической точки зрения. Фонд фильмов Альбатрос был куплен Анри Ланглуа позже и стал одним из важных фондов Синематеки. Когда несколько лет назад я стал директором Синематеки, я понял, что это — настоящая «жемчужина» нашей коллекции. У нас были права на фильмы, особой ценности они не имели, т.к. это были старые немые картины. Но их символическая ценность огромна. Мы решили, что их нужно реставрировать, показывать. Работать с ними. В прошлом часть работы была уже проделана, когда в 90-е Синематекой руководил Доминик Пайни. Франсуа Альбера написал прекрасную книгу о студии «Альбатрос», и это была прекрасная идея, потому что нужно рассказывать об этой эпохе, этих фильмах и этой удивительной истории. Ведь это удивительный фрагмент общей истории кинематографа. Когда русские эмигранты покинувшие свою страну обосновались в Париже, и в Монтрее они создали ex nihilo — из ничего — целый кинопроцесс, со спец-эффектами, съемочными павильонами, актерами, фильмами, сценариями. И привлекли к работе даже французских режиссеров, в их числе были Жан Эпштейн, Марсель Л’Эрбье, Абель Ганс и др. Для меня это совершенно эпический момент истории кино.

Александр Каменка продолжал работать во французском кино и после закрытия его киностудии. В частности, он был продюсером известного фильма Жана Древиля «Нормандия – Неман».

Наша собеседница Камий Бло-Велленс рассказывает, как состоялась знакомство Александра Каменки с Анри Ланглуа и как фильмы киностудии «Альбатрос» оказались в коллекции Французской Cинематеки.

Камий Бло-Веллнс:
Анри Ланглуа и его друг и соратник Жорж Франжю в течение нескольких лет собирали копии фильмов, чтобы сохранить это наследие для будущих поколений. Когда они решили создать Синематеку, им нужны были деньги. Они обратились за помощью к Полю-Огюстену Арле (который руководил тогда кинопроизводством Франции) и тот дал им 10 000 франков на закупку новых копий и порекомендовал им обратиться к Александру Каменке. Таким образом получилось, что фильмы студии «Альбатрос» попали, в числе других лент, в самую основу коллекции Французской Синематеки.

Между Александром Каменкой и Синематекой завязалось плотное сотрудничество. Регулярно он передавал в Синематеку копии фильмов. Но не только. Он передал Синематеке все административные архивы его киностудии, ее рекламную продукцию, документы, связанные с постановкой и производством фильмов. Это — исключительно богатая коллекция. В качестве ответного жеста Анри Ланглуа, которого «Альбатрос» интересовал очень живо, пригласил Александра Каменку на должность в его Ассоциации, — потому что юридически Синематека была ассоциацией. Их сотрудничество продлилось до смерти Александра Каменки в 1969 году.

Сегодня Французская Синематека продолжает дело Анри Ланглуа по сохранению и реставрации старых фильмов. Чтобы сегодня зрители смогли увидеть фильмы студии «Альбатрос» в их первозданном виде, была проделана огромная работа. Некоторые фрагменты фильмов, считавшиеся потерянными, были найдены в кинохранилищах других стран мира. Помимо этого была восстановлена «тонировка» картин: ведь в эпоху черно-белого немого кино разные сцены фильмов часто подкрашивали каким-то определенным цветом. Например, в сцене, где зритель видел пожар, весь кадр подсвечивался красным цветом. История восстановления фильма «Лев Моголов» режиссера Жана Эпштейна 1924 года чем-то напоминает детективное расследование.
Рассказывает Камий Бло-Велленс.

К. Бло-Велленс:
Нужно отметить, что фильмы в ту эпоху были раскрашены. Копия фильма «Лев Моголов», которая хранилась у нас, была оттиском с негатива, — негатива черно-белого, без малейшего намека на расцветку. Вместе с тем, мы знали из статей кинокритиков тех лет, что цвет в этом фильме имел огромное значение. Несколько лет назад коллеги из синематеки университета Сантьяго-де-Чили обнаружили в Мексике копию «Льва Моголов», в формате «Пате-бейби», предназначенного для домашнего просмотра, на которой сохранились цвета. Мы знали, что у студии «Альбатрос» был контракт с фирмой «Пате» на производство копий ее фильмов для домашнего просмотра в более компактном формате «Пате-бейби». И хотя в этом формате фильмы выпускались в укороченной версии, они довольно верно воспроизводили раскраску по сравнению с оригинальной версией на пленке в 35 миллиметров. Мы решили использовать копию, обнаруженную в Чили, в качестве образчика для восстановления цвета.

Альбатрос: русская киностудия в МонтрёеКадр из фильма «Дом тайны», реж. Александр Волков (1923 г.) Синий цвет использовался традиционно в ночных сценах.В архивах Французской Синематеки хранилась черно-белая версия и другого фильма студии «Альбатрос» — «Костер пылающий» Ивана Мозжухина и Александра Волкова 1923 года. «Костру» повезло еще больше: цветную копию нашли в синематеке Монтевидео. На сей раз это была полноформатная прокатная копия. На ее основе было восстановлено тонирование французской копии. Дорогостоящий процесс был осуществлен при поддержке Бельгийской королевской синематеки, а собственно работы по тонированию проводились в Италии. В проведении реставрации фильмов студии «Альбатрос» Синематеке помогал также франко-американский культурный фонд. Значение этой работы трудно переоценить, считает Серж Тубяна.

С. Тубяна:
Да, нам помогал франко-американский культурный фонд. И, как рассказала директор коллекционных фондов Синематеки Камий Бло-Велленс, восстановить цвета фильмов той эпохи — это было очень важно, восстановить цвет, которым расцвечивались отдельные сцены — синий, рыжий, розовый. Это дало этим фильмам новую жизнь, вернее вернуло им ту жизнь, которую они потеряли. И сегодня мы вновь можем смотреть эти фильмы, и они поражают нас не только с эстетической точки зрения, но и тем, насколько современна игра их актеров. Например, Иван Мозжухин — это великий актер, которого мы открываем для себя заново. То, что он дал кинематографу 20-х гг.  - своим актерским мастерством, новаторством, способностью к перевоплощению — было огромным вкладом. По-моему, Мозжухин — это практически непревзойденная модель актерского мастерства.

Иван Мозжухин был не единственной звездой «Альбатроса». Какое значение имело наследие русской киностудии в Монтрёе для французского кино? И кем они были, эти русские эмигранты, входившие в этот удивительный съемочный коллектив, который, оказавшись в изгнании, словно заново придумал весь кинематограф? Говорит Серж Тубяна.

С.Тубяна: Когда они приехали во Францию, у них за плечами уже был опыт работы в кино. Многие много работали и в театре, и в кино. То новое, что они привезли сюда с собой — это тот своего рода «двойной» опыт кино и театра, которые были спаяны воедино в студии Альбатрос. Мы словно чувствуем, что в какой-то момент студии Альбатрос стали своего рода плавильным котлом, где все это кипело творческой энергией и это дало удивительные результаты, — то, что мы называем «новаторством» или «авангардом» в кинематографе 20-х годов. Но у них это выражалось в экспрессии, сценариях, фильмах, в которых они рассказывали друг-другу удивительные истории, где были чувства, некоторая форма поэзия, и даже волшебство, магия. Это очень впечатляет! Словом, они создали из ничего весь мир кино того времени, они создали его полностью. Кстати, там же, в Монтрёе, несколькими годами ранее работал Жорж Мельес. Но русские эмигранты из Альбатроса оживили дух французского кино тех лет. 

На вопросы RFI отвечал Серж Тубяна. Реставрированные версии фильмов киностудии «Альбатрос» можно посмотреть не только во Французской Синематеке, с фрагментами из некоторых картин можно познакомиться на сайте Синематеки в интернете, там также можно посмотреть виртуальную выставку, посвященную «Альбатросу».

Похожие публикации


Комментариев пока нет.

Ваш отзыв

Деление на параграфы происходит автоматически, адрес электронной почты никогда не будет опубликован, допустимый HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

*

*